— А что будет, если мы нарушим запрет?
— Собьют, — буднично сообщает штурман. — Так что давай в обход...
Так мы и пролетели, словно древние аргонавты между Сциллой и Харибдой, оставив один запретный района справа, а другой слева.
Полеты, практика, а потом и институт были благополучно закончены. Я получил распределение в «почтовый ящик*. и надо же так случиться, что спустя какое-то время после начала работы, летом 1961 года, меня отправили в командировку на сверхсекретный тогда Сары-Шагинский полигон, где испытывали системы противовоздушной и противоракетной обороны (ПВО и ПРО).
и здесь мне пригодилась моя штурманская подготовка: когда самолет подлетел к озеру Балхаш, я сразу понял, куда мы направляемся — как раз в тот район, который был помечен на штурманской карте как «база НЛО №1».
Некоторое время спустя я понял, что мой наставник был совершенно прав, сказав мне, что нас наверняка сбили бы при перелете через этот запретный район. Дело в том, что с полигонного аэродрома довольно часто взлетали те самые фронтовые бомбардировщики ил-28, к полетам на которых меня готовили. Но к началу 60-х годов они морально устарели, а потому их превратили в летающие мишени. Летит такой самолет под управлением автопилота, а с земли по нему стреляют зенитными ракетами ЗУР «400», создававшимися как составная часть системы ПВО «Даль».
Кроме того, время от времени с полигона Капустин Яр, что в Астраханской области, запускали в сторону Балхаша баллистические ракеты Р-12. В данном случае они тоже служили мишенями для антиракет «1000», созданных в СКБ П.Д. Грушина и входивших в систему «А» ПРО (генеральный конструктор Г.В. Кисунько).
Так вот, оказывается, с какими НЛО мы рисковали встретиться!..
А когда в мае 1965 года я первый раз попал на космодром Байконур, то столь же неожиданно для себя раскрыл и тайну «базы НЛО №2*, также отмеченной красным карандашом на штурманской карте.
3S