Статьи - Журнал "Юный техник"

Новая ценность серебра

07.02.2020

Новая ценность серебраС начала 90-х годов двадцатого столетия наблюдается заметное возрождение интереса к искусству серебряных дел мастеров. Организуются многочисленные выставки работ по серебру как старых, так и современных мастеров.
При слове «серебро» вы, очевидно, подумаете о том, что это - конкурент золота на рынке драгоценных металлов. Или в вашем воображении промелькнут просто мелкие монеты, украшения, замысловатые старомодные предметы, изготовлявшиеся в давно ушедшие великолепные времена - серебряные подносы, канделябры и табакерки, изобилующие вычурными узорами в стиле рококо. А не предметы современного искусства. Одним словом, что-то, с чем работают продавцы антиквариата и коллекционеры.

Теперь, однако, английское серебро снова оживает. После довольно унылого столетнего периода, когда самое лучшее английское столовое серебро никуда не годилось по сравнению с шедеврами серебряных дел мастеров XVIII и XIX веков, появилась новая школа молодых современных серебряных дел мастеров. Самые дерзкие из них — модернисты, отвернувшиеся от проверенного традиционного стиля и утверждающие новые, оригинальные формы.

Особый успех сопутствовал троим из них - Полу Бэлвуару, Роду Кэли и Эликсу Брогдену. Работа по серебру - это ремесло, в котором всегда считалось необходимым придерживаться традиции и в котором мастера обычно могли заработать, оглядываясь в прошлое, а не мечтая о будущем. Однако, эти трое художников успешно использовали свой талант и мастерство для того, чтобы заставить серебро выражать их собственные современные идеи.

Род Кэли, который работает в Норфоке, на востоке Англии - один из тех немногих современных художников-ремесленников, которые специализируются по чеканке на серебре. С 1983 года он получил множество призов и заказов, а выставки его работ проводились даже в таких отдаленных от Норфока местах, как Лос-Анджелес.

Это - тончайшая работа, которая поглощает огромное количество времени: «Примерно за час я делаю пять квадратных сантиметров», — говорит он. Однако, такое терпение приносит плоды.

Гильдия золотых дел мастеров - средневековая гильдия мастеров по драгоценным металлам – не раз выбирала Рода Кэли для участия в выставке «Восходящие звезды». Эта выставка являлась частью кампании, проводимой гильдией для возрождения ремесел.

Эликс Брогден - бывший соученик Кэли по Королевскому художественному колледжу в Лондоне. Он начал свою работу как ювелир и участвовал в создании ювелирной компании «Ателье». Это предприятие принесло ему достаточно средств, для того, чтобы организовать свою собственную мастерскую, где он разработал уникальную методику резьбы по воску для получения сложных рельефов на серебре. Его работы выставлялись в Токио, а недавно также и в новой галерее прикладного искусства в Лондоне, «Уилсон энд Гоф», где его считают самым лучшим серебряных дел мастером.

Однако, пожалуй, наглядней всего демонстрирует наступление нового «серебряного века» успех Пола Бэлвуара. В 26 лет он сумел заручиться недавно необходимой финансовой поддержкой для того, чтобы открыть собственный магазин на Корк-Стрит, в самом сердце района современного искусства Лондона.

Для того, чтобы понять, насколько это важный шаг, стоит вспомнить о тех временах, когда серебряных дел мастера были почетными, высокопоставленными лицами. В те давние дни во многих семьях были дворецкие и множество другой домашней прислуги, чайные сервизы из нержавеющей стали и пластиковые столы не существовали, а столовое серебро являлось символом мощи и богатства семьи.
На лучших серебряных дел мастерах (они часто предпочитали называть себя «золотых дел мастерами», хотя и редко работали исключительно с этим металлом) часто лежала ответственность за создание того правильного образа, от которого зависел успех многих, целесообразных с дипломатической точки зрения свадеб или же международных договоров. Богатые и влиятельные люди стремились заполнить свои банкетные залы и спальни серебряными изделиями. Как замечает сотрудник знаменитого аукциона «Christies»: «Это серебро было символом статуса, а также средством борьбы с уязвимостью, которую испытывают все богатые люди, начиная с короля».

Возможно, человеком, которому было доверено воплощение наивысшего статуса, был мастер XVIII века, Пол де Ламери, личный золотых дел мастер при короле Георге I. Ранний стиль де Ламери отличался чрезвычайной сдержанностью, однако затем он быстро перерос в роскошный и пышный стиль рококо, которым впоследствии особенно прославился мастер. Помимо королевской семьи, среди его основных заказчиков был первый премьер-министр Роберт Уолпоул, чей чернильный прибор работы де Ламери был продан на аукционе за 770 000 фунтов и чей серебряный поднос, тоже работы де Ламери, был выгравирован близким другом мастера, Уильямом Хогартом.

В XIX веке фигурой, равной де Ламери, был Пол Стор (1771-1844), правда, недавние исследования наводят на мысль о том, что Стор был скорее талантливым бизнесменом и руководителем мастерской, а не художником и серебряных дел мастером. Он, в основном, прославился массивными литыми украшениями в стиле английского ампира, в его мотивах часто встречаются раковины, желуди или листья. Стор работал в период с 1793 по 1838 год, и одно время под его руководством находилось не менее 80 серебряных дел мастеров. Его имя также оставило неизгладимый след в истории искусства изготовления серебряных изделий. За последние 30 лет неуклонно возрастают цены на его работы. Пара подсвечников работы Стора может стоить 150 000 фунтов, а его лучшие работы оцениваются в пределах 880 000 фунтов - сумма, заплаченная в 1985 году за золотую купель его работы, которая теперь находится в Британском музее в Лондоне.

С творчеством этих великих серебряных дел мастеров, казалось бы, прекратилось развитие английской работы по серебру. Многие коллекционеры полагают, что с тех пор английское серебро стало приходить в упадок и никогда не поднималось снова на тот же уровень. Судьба этого вида искусства была предрешена с возникновением массового производства и выпуском изделий из нержавеющей стали. До недавнего времени казалось, что он ограничивается только миром антикварных магазинов или репродукций.

Почти через 170 лет после смерти Стора появление лавки серебряных дел мастера рядом с самыми избранными художественными галереями говорит о том, что Пол Бэлвуар, а вместе с ним и серебро, заняли прочное место в мире современного искусства.

Конечно, старое английское серебро занимает свое заслуженное место, но оно с тех пор душило художественное серебро как вид искусства и не давало ему развиваться. В других странах были хотя бы такие мастера эпохи арт-деко, как Жан Гульден, а в Британии практически ничего с тех пор не происходило в отличие, например от Дании, где происходил расцвет творчества Георга Енсена, пионера современного датского серебра. Но теперь и английские мастера начинают задавать тон в этом сегменте современного искусства.

 

Разное


Какого бренда резину для мотоцикла лучше покупать
Новая ценность серебра
Виды программ страхования жизни и здоровья
Преимущества установки протезов все на четыре
Как выучить историю
Яндекс цитирования